-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ‘реккен

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) Photos_of_Ukraine —верхъестественное
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) —верхъестественное

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.02.2015
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 103


ѕсихологические эффекты —ћ»

¬оскресенье, 09 »юн€ 2019 г. 08:56 + в цитатник

8 ловушек мозга, из-за которых —ћ» могут убедить нас в чем угодно

¬ы†думаете, что телевидение и†пресса регул€рно обманывают нас и†манипулируют нашим сознанием? ¬озможно. Ќо†есть и†более обескураживающа€ информаци€: наш мозг работает с†ними заодно. ≈му настолько сложно разобратьс€ в†том огромном потоке сведений, которые мы†получаем ежедневно, что он†готов миритьс€ с†множеством заблуждений. », как ни†странно,†умные†и†образованные люди совершают даже больше ошибок мышлени€, нежели обладатели менее развитого интеллекта.

ћы решили разобратьс€, какие психологические эффекты могут использовать —ћ» дл€ того, чтобы убедить нас или повли€ть на†наши решени€. »†как все-таки отличить правду от†лжи.

Ёффект сп€щего

—уть эффекта:†убедительна€ информаци€, сдобренна€ зерном сомнени€, с†течением времени кажетс€ более достоверной.

ѕредставьте, что вы†услышали информацию, котора€ показалась вам убедительной. Ќапример, что кондитерска€ продукци€ известной марки содержит опасные дл€ здоровь€ человека вещества. Ќо†сразу вслед за†этой антирекламой по€вилась†информаци€, котора€ заставила вас усомнитьс€ в†правдивости услышанного. Ќапример,†ссылка на†недостоверный источник или сообщение, что новости заказаны конкурентом.  ак разумный человек, вы, конечно, посчитаете первоначальную информацию ложью и†постараетесь забыть. ќднако спуст€ некоторое врем€ (так называемое Ђврем€ снаї) вы†вновь начнете думать, что это правда. »†печенье или конфеты этого бренда покупать больше не†будете.

Ёффект сп€щего возникает только при наличии следующих условий:

  • сведени€ убедительны;
  • есть последующее сообщение, став€щее их†под сомнение;
  • проходит достаточно времени между получением информации и†прин€тием решени€.

Ёффект фрейминга

—уть эффекта: изменив фразу, можно изменить отношение.

—пособ, которым сформирована мысль, вли€ет на†то, как мы†ее†воспринимаем. ƒела€ нужный акцент, можно сделать человека негод€ем или, наоборот, героем. —равните: Ђиз-за преступной медлительности полицейских 3†из†10†человек остались в†заложникахї и†Ђблагодар€ неторопливой, продуманной де€тельности полицейских 7†из†10†заложников были освобожденыї.

ƒело в†том, что мы†оцениваем какое-то событие или вещь не†само по†себе, а†исход€ из†контекста. »менно это обрамление (фрейм) и†определ€ет, какое решение мы†в†результате примем.

ѕри этом люди более склонны избегать потерь, чем рассчитывать на†возможный выигрыш.†ѕричем с†возрастом этот эффект усиливаетс€: пожилые люди обращают больше внимани€ на†негативные стороны любого дела и†скорее склонны избегать убытков, а†не†рассматривать реальные плюсы и†минусы предложени€.

¬от еще примеры вли€ни€ эффекта фрейминга:

  • Ћюди скорее прореагируют на†слово Ђпереплатаї, а†не†на†слово Ђскидкаї. 93†% людей прошли регистрацию заранее, когда была прописана дополнительна€ плата за†позднюю регистрацию. »†только 67†%†Ч когда за†раннюю регистрацию полагалась скидка. Ёто при том, что сумма была одинаковой.
  • ¬ы†скорее купите постную на†80†% гов€дину, чем такой†же кусок м€са, на†котором написано, что в†нем 20†% жира.
  • ¬†повседневной жизни мы†тоже создаем свою реальность, выбира€ слова д눆описан舆вещи или событи€. ≈сли у†вас есть потертый шкаф, доставшийс€ в†наследство от†бабушки, вы†можете быть счастливым обладателем семейной реликвии или владельцем старого хлама. ќшибки на†работе могут быть дл€ вас полезным опытом, а†могут и†непри€тност€ми.

 аскад доступной информации

—уть эффекта:†Ђ ажда€ повторенна€ ложь становитс€†правдойї (‘рансуа де†Ўатобриан).

„ем чаще мы†встречаем информацию в†различных источниках (в†прессе, соцсет€х, на†телевидении), тем более†правдоподобной†она нам кажетс€.†ќсобенно активно подхватываютс€ новые идеи, которые пон€тно и†просто объ€сн€ют какие-то сложные†процессы. ќдин и熈рких примеров действи€ эффекта†Ч это†то, как небольша€ стать€ 1998 года с†неподтвержденной информацией о†том, что прививки могут вызывать аутизм, вызвала волну антипрививочного движени€ по†всему миру.

≈ще один известный пример†Ч то, как быстро в†2011 году в†российских соцсет€х распространилась†Ђуткаї†о†смерти рэпера √уфа. Ўкольники активно репостили сообщение о†его гибели, а†мемы на†тему Ђ√уф умерї повтор€лись в†таком количестве, что информации сложно было не†поверить.

—елективное воспри€тие

—уть эффекта:†вижу только†то, что хочу видеть.

»з†всего многообрази€ фактов наш мозг выбирает лишь†те, которые соответствуют нашим ожидани€м и†убеждени€м.†»†в†то†же врем€ €ростно отвергает новые знани€ или факты, которые противоречат нашим стереотипам (эффект†«еммельвейса).

—†этим св€зано наше предпочтение одних и†тех†же сайтов или телеканалов и†легкость, с†которой мы†позвол€ем новостным программам себ€ убеждать,†Ч они согласуютс€ с†нашим мнением и†поэтому легко принимаютс€. ≈сли вы†убеждены, что генно-модифицированные продукты вредны, вы†с†доверием отнесетесь даже к†чудовищно непрофессиональной статье на†эту тему и†проигнорируете статьи с†противоположным мнением из†серьезных†изданий.

“о†же самое происходит и†с†нашим отношением к†публичным люд€м: недоброжелатели обращают главным образом внимание на†их†недостатки или оплошности, а†фанаты могут не†заметить даже €вных промахов.

»дентифицируемый эффект жертвы

ћалышка ƒжессика на†руках у†президента Ѕуша-старшего.

—уть эффекта:†Ђќдиночна€ смерть†Ч это трагеди€, миллион смертей†Ч это†статистикаї.

¬†мире пропадают, умирают от†голода тыс€чи людей, но†об†этом редко сообщают в†средствах массовой информации. ј†истори€ одной жертвы изнасиловани€ вызывает резонанс и†широко распростран€етс€ в†соцсет€х и†прессе.

ѕроисходит это потому, что†сообщение о†конкретном человеке звучит более†убедительно, чем статистические данные, оно создает ощущение знакомства с†потерпевшим и†вызывает эмоциональный отклик.ќно вли€ет не†только на†аудиторию, но†и†на†правительственные органы.  онкретным люд€м чаще перечисл€ют средства дл€ помощи, чем целым группам.

»стори€ малышки†ƒжессики, котора€ упала в†колодец в†1987†году, показывалась в†пр€мом эфире. ѕосле 58†часов спасательных действий девочку удалось вытащить. ¬†результате сумма пожертвований составила около $†800†тыс. ¬†то†же врем€ ежегодно от†случайных†травм†в†мире гибнет 830†тыс. детей, причем многие ситуации можно было†бы предупредить. Ќо†финансировани€ на†программы профилактики не†хватает.

Ёффект фокусировки

—уть эффекта:†берем картину событи€, вырезаем из†нее кусок и†выдаем фрагмент за†целое.

Ёто†метод, при котором обращают внимание на†одну сторону предмета или €влени€, а†внимание от†других сторон случайно или специально отвлекаетс€.†Ёто мешает пон€ть, каким будет результат, и†прин€ть правильное решение.

Ќапример, в†—ћ» обсуждают плюсы нового химического удобрени€, которое позволит увеличить урожай в†несколько раз. Ќо†ничего не†пишут о†составе этого удобрени€ и†том, как овощи и†фрукты, выращенные на†нем, будут вли€ть на†человеческий организм.

Ёффект третьего лица

—уть эффекта:†все вокруг жертвы пропаганды, но†только н冈.

ћы†склонны†недооценивать†силу вли€ни€ на†себ€ средств массмедиа и†переоценивать их†вли€ние на†других людей.†“ак мы†отдел€ем себ€ от†тех людей, на†которых можно повли€ть, и†повышаем свою самооценку. Ќаиболее €рко про€вл€етс€ эффект третьего лица, когда человек получает какую-то нежелательную информацию (насилие на†телевизионном экране, порнографи€, чтение агрессивных расистских или женоненавистнических статей).

Ёффект третьего лица напр€мую св€зан с†теорий†атрибуции. —вои действи€ мы†склонны приписывать вли€нию ситуации, а†чужие†Ч чертам характера. (ќ†себе: Ђя†наорала на†ребенка не†потому, что €†раздражительна€ и†неуравновешенна€, а†потому что он†вывел мен€, пролив сок на†столї. ќ†других: Ђќна плоха€ мать, потому что криво зав€зала чепчик ребенкуї.)

ѕарасоциальное взаимодействие

—уть эффекта:†любимые персонажи или герои ток-шоу станов€тс€ дл€ нас почти друзь€ми.

 огда мы†смотрим передачи, фильмы или мультфильмы, то†начинаем взаимодействовать с†их†геро€ми так, как будто находимс€ с†ними в†обычных человеческих отношени€х. ѕон€тно, что, наход€сь в†столь близкой†Ђсв€зиї, мы†не†можем не†перенимать их†особенности поведени€ и†не†поддаватьс€ их†вли€нию. ќсобенно сильно это вли€ет на†подростков и†детей, которые формируют свою личность, подража€ любимым персонажам видеоигр, фильмов или мультфильмов.

»звестен Ђэффект јнджелины ƒжолиї: через 15†дней после того как актриса†рассказала†о†том, что сделала мастэктомию, количество женщин, проход€щих тест на†гены BRCA, ответственные за†развитие рака груди, увеличилось на†64†%.†ј†после того как в†1987 году принцесса ƒиана в†пр€мом эфире сн€ла перчатку и†пожала руку больному —ѕ»ƒом, тыс€чи людей ↬еликобритании и†—Ўј перестали думать, что болезнь может передаватьс€ через прикосновение.†ј†до†этого из-за панических статей в†—ћ» 50†% американцев хотели полностью†изолировать†пациентов с†этой болезнью.

ƒиана держит на†руках девочку, больную —ѕ»ƒом, 1996†год.

 ак отличить реальность от†лжи

Ќовости†на†телевидении начинаютс€ с†того, что ведущий говорит: Ђƒобрый вечерї, а†потом объ€сн€ет, почему это не†так. »†если вы†их†часто смотрите, то†фрейм повседневного негатива не†дает вам рационально оценивать плюсы и†минусы обыденных ситуаций. Ѕольше посв€щайте времени своему хобби и†общайтесь с†друзь€ми†Ч так вы†не†загоните себ€ в†рамки негатива.

—тарайтесь критично относитьс€ к†сообщени€м в†соцсет€х: там фейковые новости распростран€ютс€ в†6†раз†быстрее, чем правдива€ информаци€. ¬†большей степени это касаетс€ политических сообщений. ѕричем†ложна€ информаци€ обладает большей Ђвыносливостьюї, многократно повтор€€сь даже после опровержени€.

»†вот еще несколько способов, которыми мы†можем защититьс€ от†обмана и†прин€ть правильное решение:

  • ѕопробуйте найти†больше†достоверной информации. –ассмотрев проблему с†разных сторон, вы†скорее примете верное решение.
  • ≈сли вы†достаточно хорошо знаете иностранный €зык, попробуйте обдумать сложившуюс€ ситуацию на†нем. Ёто позволит вам мыслить трезво и†без эмоций.
  • Ќе†делайте выводов об†общем положении вещей по†одному частному случаю.
  • ќтдыхайте от†информации: когда мозг перегружаетс€, он†не†может здраво мыслить.
  • “резво оценивайте цифровые данные: если реклама утверждает, что 85†% пластических операций провод€тс€ успешно, значит, есть 15%-й шанс стать жертвой пластической хирургии.
  • »спользуйте сервисы дл€ проверки фактов, например†truthorfiction.com†или†hoax-slayer.com.

Ѕонус: летающие пингвины

Ќа†1†апрел€ телеканал BBC смонтировал шуточное видео, в†котором утверждалось, что был найден новый вид королевских пингвинов, которые не†только летают, но†и†совершают перелеты в†тропические страны. 6†млн просмотров и†21†тыс. лайков под этим видео подтверждают, что фейкова€ информаци€ распростран€етс€ с†колоссальной скоростью.

https://youtu.be/9dfWzp7rYR4

≈сть†ли у†вас способы, помогающие распознать, где правда, а†где ложь?  акие новости в†соцсет€х или прессе показались вам €вной выдумкой или бессмыслицей?

https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/8-lovushek-mozga-iz-za-kotoryh-smi-mogut-ubedit-nas-v-chem-ugodno-2098465/

06.06.2019




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку